ОГХУ им. Грекова. Хроника 1865-1938



 Но как Одесская Рисовальная Школа преобразовывалась в училище, институт, академию, мастерские, техникум, училище..... вы сможете увидеть в хронике 1865-1938. Фото 1938 года.
И так - ХРОНИКА 1865-1938 🎨
1865. 30 мая (11 июня н. ст.) – «открыта школа рисования и черчения при 30 учениках» в доме Райха на Коблевской. Директором школы избран Ф. Мальман. «В первый год существования школы, по причине весьма ограниченных денежных средств, изъявили желание бесплатно заниматься преподаванием: г.г. Ф.О. Моранди, Р. Хайнацкий [Хойнацкий] (вице-директор), Петр Бони, Цезарь Бони, М. Паламаренко [Пономаренко], г. Ниель, В. Фон-Рентель, И.В. Крушинский и
Р. Федоровец. […] Кроме обыкновенных классов, в воскресные дни учреждены были с 20 июня
1865 года “классы воскресные” для бесплатных учеников… […] Для дам и девиц был устроен особый класс, в котором преподаванием занималась А.И. Шейнс (урожд. Демоль). Кроме того, вследствие изъявленного со стороны некоторых учеников желания изучать лепное искусство,
открыт был класс для сего предмета с 10 октября 1865 года [преподаватель С. Симонов]».
1866. Все ученики школы «оказали удовлетворительные успехи, что дало возможность расширить для них программу занятий включением в нее курса анатомии человеческого тела для художников». Занятия вел директор школы Мальман, который, «сочувствуя успехам Общества,
изъявил готовность заниматься этим преподаванием бесплатно».
1867. По решению Городской думы рисовальная и музыкальная школы ООИИ начали получать субсидию от Городской управы (в т.ч. РШ – 2000 руб.). Кроме анатомии, в РШ введен «курс истории изящных искусств».
1868. Советом ООИИ были открыты вечерние классы орнаментов, лепки, резьбы и черчения для учеников ремесленников. Директором школы оставался Ф. Мальман, вице-директором – Р. Хойнацкий. Преподавали: М. Пономаренко, П. Бони, С. Симонов, А. Ниэль и г-жа А. Шейнс.
Все они «не щадили своих трудов в деле художественного образования молодых людей бедного сословия». В число предметов в программу школы в августе была введена живопись масляными красками.
1869. Число учеников достигло 204. Классы: элементарный класс орнаментов; элементарный класс черчения, архитектуры и перспективы; класс рисования фигур и пейзажей; класс рисования с бюстов; класс лепления и скульптуры; класс живописи с натуры и с картин. Возраст учащихся, в основном, от 9 до 14 лет. Преподавались предметы: «1) живопись; 2) рисование с фигур и пейзажей; 3) черчение в полном объеме; 4) рисование с орнаментов, архитектурных ордеров и перспектива; 5) лепление». Оставил школу Мальман. Среди новых преподавателей – «художник Иорини – по скульптуре и орнаментам и художник Мюнхенской академии Бауэр – по
рисованию».
1871. В 1871 потеряли помещение в доме Райха в связи с продажей его на торгах и увеличением новым владельцем оплаты, превысившей возможности ООИИ. Школу закрыли на полгода, растеряли учеников. Заново РШ открыли 20 декабря 1871 в доме Склифасовского, на ул. Нежинской.
1872. Открывшаяся РШ смогла принять только часть желающих, «ибо новое помещение не представляло тех удобств и того простора, каким отличалось прежнее».
1873. Первая ученическая выставка для широкой публики в биржевой зале.
В числе преподавателей – Александр Драго, бывший ученик РШ (с 1866 по 1872). Вел элементарное и геометрическое черчение.
1874. Городская дума увеличила субсидию (2000-5000 р.) школам ООИИ, в т.ч. РШ – до 5000 руб. Число преподавателей школы возросло: вернулся Ф. Мальман (архитектура, перспектива, линейное черчение); доктор М.Д. Левензон бескорыстно читал ученикам, занимающимся живописью и скульптурой, курс анатомии для художников.
Переезд в новое, более просторное помещение на ул. Нежинской «в доме наследников полковника Яковлева» дал возможность увеличить число учеников.
Ученики РШ впервые получили бронзовые медали на отчетной выставке в ИАХ – К. Костанди, А. Красовский, М. Федоров.
1875. Юбилей первого десятилетия ООИИ и его школ (рисовальной и музыкальной). В марте – публичный акт обеих школ и торжественное открытие бюста Ф. Моранди работы Л. Иорини в зале РШ.
Преподаватели: Ф. Мальман (черчение, перспектива, архитектура), Л. Иорини (скульптура, рисование орнаментов), А. Бауэр (пейзажная живопись), А. Драго (элементарное и геометрическое черчение), М. Левензон (анатомия для художников).
1876. В начале года покровитель Общества Великий князь Владимир Александрович «поручил выразить Одесской Городской Думе свое желание видеть школы Общества изящных искусств на более прочной основе – предоставлением в центре города места, на котором Общество могло бы воздвигнуть для них удобное помещение». Дума выделила место на ул. Преображенской.
Введен новый предмет – художественная каллиграфия. Преподавал Э. Конидари.
Число учащихся достигло 264, из них только 27 платили за уроки. Упор делался на обучение способных детей из неимущих семей.
1877. Для учащихся, готовящихся к поступлению в ИАХ, совет ООИИ в виде опыта ввел преподавание основ общеобразовательных предметов: закона Божия, русского языка, истории, географии и арифметики.
1879. Начало сбора средств для постройки нового здания. По почину князя С.М. Воронцова открыта подписка «между членами Общества и любителями изящных искусств».
Из бывших учеников РШ отличились и получили медали за свои успехи: в Мюнхене – В. Вахренов, в Париже – П. Леруа.
1880. 15-летие РШ. Моранди – почетный директор; преподаватели: Иорини (он же консерватор, т.е. хранитель школы), Бауэр, Драго, Конидари, художник Миланской академии Бони – рисование фигур и пейзажей.
1881. За успешную деятельность ИАХ назначила субсидию в 3000 руб. для развития школы.
Моранди приобрел в Италии коллекцию пособий для РШ.
1883. 22 мая состоялась торжественная закладка первого камня будущего здания РШ на ул. Преображенской.
1884. Заведующим школой стал Н.П. Кондаков (до 1888). По его предложению разработан проект учреждения при РШ общеобразовательного училища с программой средних учебных заведений.
1885. Школа перешла в собственное помещение. При РШ открыто 5-классное общеобразовательное училище 1-го разряда с 6-м специальным классом для желающих поступить на архитектурное отделение ИАХ.
Создан художественный совет преподавателей РШ. Директором РШ назначен А.А. Попов (бессменно до 1917). Н.П. Кондаков – общее заведование школой. Секретарь совета – А. Красовский; преподаватели: К. Костанди, Г. Дмитренко, Л. Иорини, Г. Ладыженский. До февраля
1887 г. заведующий школой – Н.П. Кондаков, затем до февраля 1889 – Э.С. Вилье де ЛильАдан, с февраля 1889 – проф. А.И. Кирпичников.
Структура школы после реорганизации 1895 г.: пять рисовальных классов с подразделением на группы: I класс – элементарное рисование с эстампов (преп. Л. Иорини, с 1869) и с геометрических фигур (преп. Г. Ладыженский, с 1885); II класс – рисование с орнаментов (преп. Л. Иорини); III класс – рисование с гипсовых голов (преп. А. Попов, с 1885); IV класс – фигурный (преп. К. Костанди, с 1885); V класс – натурный (преп. К. Костанди).
Кроме общих рисовальных классов, были специальные классы живописи – с мертвой натуры (преп. Г. Ладыженский) и с живой натуры (преп. К. Костанди). Курс анатомии читал проф. Новороссийского ун-та В.М. Репяхов, курс теории перспективы – А. Красовский (с 1885). Преподаватель скульптурного класса – Л. Иорини. Ученицы трех первых классов РШ выделены в отдельный женский класс (преп. А. Попов).
Для поступления на архитектурное отделение ИАХ школа готовит учащихся в двух отделениях:
в младшем изучают геометрическое черчение, теорию перспективы, теорию теней, орнаментику и проекционное черчение (преп. А. Красовский); в старшем – архитектурное черчение (преп. – архитектор В.И. Шмидт, с 1895). Продолжались занятия в бесплатных воскресных классах рисования и черчения для ремесленников. Херсонское губернское земство начало выдавать ежегодную субсидию (1000 руб.) на обучение ремеслам – на эти средства открываются две мастерские, лепки и резьбы.
Общеобразовательным училищем с 1885 г. заведовал ст. советник А.А. Матвеев; с 1897 г. – проф. Новороссийского ун-та А.А. Павловский. Структура осталась прежней: 5 основных классов и 6-й– для желающих поступить на архитектурное отделение ИАХ. Основной состав преподавателей – из Новороссийского ун-та, в частности, проф. Павловский читал историю искусств.
1886. 17 февраля совет ИАХ постановил предоставить выпускникам ОРШ «ввиду получения ими, кроме художественного, еще и общего образования, право поступления в Академию без художественного экзамена по конкурсу, а на основании лишь месячного испытания в гипсовых классах; вместе с тем Академия приняла рисовальную школу Общества в свое заведывание», т.е. окончившие училище имели право поступления на живописное отделение ИАХ без экзамена, по свидетельству школы.
1890. Советом ИАХ разрешен льготный прием на архитектурное отделение Академии выпускников ОРШ – с проверочным экзаменом по математике и физике.
1894. Утвержден новый устав РШ.
1897. Устройство при РШ ученической библиотеки. Заведующий общеобразовательными классами – А.А.Павловский.
1899. 30 декабря утвержден устав, согласно которому школа переименовывалась в Художественное училище Общества изящных искусств в Одессе и поступала в ведение ИАХ. ИАХ принадлежало руководство всей системой преподавания в училище и контроль за назначениями и увольнениями преподавателей.
1900. С 1900/01 учебного года РШ окончательно преобразована в художественное училище, при этом художественные и общеобразовательные классы слиты в единое училище. «Окончившим училище предоставлены права на звание преподавателей рисования и черчения в средних учебных заведениях, а также отсрочка по отбыванию воинской повинности и льготный прием в Академию».
Осенью создано Общество вспомоществования нуждающимся учащимся в Рисовальной школе Одесского Общества Изящных искусств.
1905. С середины февраля начались забастовки учащихся; 17 марта занятия прекратились до начала следующего учебного года (1905/06). 14 октября занятия вновь прервались и возобновились полностью лишь с середины января 1906.
1909. Для училища построено новое здание, примыкающее к старому. ОХУ с 1909 называлось «имени Великого Князя Владимира Александровича» в память об умершем почетном покровителе и президенте ООИИ.
В 1900 – 1910-х ОХУ выдавало выпускникам свидетельство об окончании, а, осенью, после утверждения ИАХ, – диплом с квалификацией учителя рисования и чистописания.
Устраивались ежегодные отчетные выставки ученических работ в ИАХ, при участии ОХУ.
В мае, по возвращении из СПб., выставки демонстрировались в Одессе.
1917, май-июль – 1-я реорганизация ОХУ в высшее
ХУ (одновременно сохранялось среднее); председатель комиссии по реорганизации – Н.П. Кондаков.
1918, май-август – 2-я реорганизация ОХУ в высшее (ОВХУ). Решение заседания от 30 мая /11июня (ГАОО. Ф. 367, оп. 1, д. 32, л. 18): «…постановили: необходимо реорганизовать училище в Высшее художественное училище с тремя отделениями Живописное, Скульптурное и Архитектурное с законченным образованием… единогласно при одном воздержавшемся…»
Среди участников заседаний по реорганизации ОХУ – М. Брайкевич, К. Костанди, П. Нилус, М. Гершенфельд, Б. Кубланов, И. Мормоне, Б. Эдуардс, Б. Эгиз, Ф. Соколович, Н. Лысёнков,
Т. Дворников, В. Лазурский, А. Красовский.
С осени 1918 до лета 1920 – Академия художеств (или ВХУ; в документах использовались оба варианта); при ней – среднее художественное училище. Руководители академии, училища и всех мастерских избирались голосованием.
С октября 1918 по январь 1919 ректор – Б. Эдуардс; с августа 1919 – и.о. ректора Я. Пономаренко (с марта 1920 – заведующий ВХУ).
Кроме педагогического совета был создан выборный комитет учащихся ВХУ.
Май-июнь 1919. Конфликт между комитетом учащихся и педагогическим советом в связи с «недопущением делегатов ученического комитета в педагогический совет» и решением последнего закрыть мастерские на время летних каникул. «Педагогический совет своим решением закрыть школу поставил учеников в положение вынужденного бездействия, общеученическая сходка выражает свое негодование по поводу позиции, занятой советом училища, и постановляет школу открыть явочным порядком и вести занятия по выработанному комитетом учащихся плану. Фактически школа была открыта уже вчера в 7 ч. веч. Собеседованием на худож. темы занятия открыл художник Нюренберг» (Сын народа. О., 1919. 2/15 мая). «Вольные мастерские» были открыты бесплатно для всех желающих на период летних каникул. При комитете учащихся с целью материальной поддержки молодых художников было организовано бюро труда.
«Бюро труда рекомендует преподавателей-ниц по живописи, рисованию и скульптуре… принимает заказы на изготовление знамен, плакатов, чертежей, стильных букв и т.д. … группа, ведущая занятия с поступающими в специальные и художеств. уч. заведения. Специальные занятия с малоуспевающими» (Сын народа. О., 1919. 1/14 июня).
Тогда же подотдел пластических искусств Губнаробраза принял решение о «пролетаризации» местной художественной школы «с целью предоставить возможность рабочим и крестьянам
изучить искусства» (Сов. власть. О., 1919. 12 июня).
Запись С.З. Лущика в картотеке от 07.1986:
«Наблюдение: период 1918 – сер. 1920, создание ВХУ. Основной костяк преподавателей – старые кадры (Костанди, Дворников, Крайнев, Соколович, Красовский, Мормоне…), южнорусские художники. Никого из новых! В марте 1920 появляется Волокидин. Лишь в сентябре 1920 к ним
добавляются “левые” – Фраерман, Мюллер».
1920/21 учеб. год – Государственные свободные художественные мастерские (реорганизованное
ВХУ); руководители К. Костанди и Е. Шретер. В числе преподавателей – «левые» художники
М. Гельман, П. Зябкин, В. Мюллер, С. Фикс, Т. Фраерман. Мастерские: архитектурные, живописно-художественные, театрально-декоративные, скульптурные, свободные (без руководителя); учащиеся мастерских назывались работниками и приравнивались в правах к студентам вузов.
Осень 1921. Гос. художественно-производственные мастерские, с сентября 1921 ректор – Б. Варнеке. «В 1921 году в Одессе существовали так называемые Государственные художественные производственные мастерские, представлявшие собой одновременно и высшее художественное учебное заведение, и производственное предприятие, призванное выполнять заказы от фрески и станковой живописи до плаката и вывески. Обучение искусству проходило в процессе производства. В этих мастерских обучалось и работало более пятисот молодых художников и
учеников» (Данилов Н. Месть Калиостро // Эдуард Багрицкий : воспоминания современников.
М., 1973. С. 78).
Декабрь 1921 – май 1922. Академия изобразительных искусств, ректор – Б. Варнеке.
С мая 1922 – Ин-т ИЗО, ректор Б. Варнеке. В июне 1923 при институте на прикладном фак. (рук. М.В. Бант) открыты керамическая мастерская и «экспериментальная лаборатория по изучению художественных материалов».
«Одесский институт изобразительных искусств (ИЗО) насчитывает всего 130 студентов, материальное положение которых, в общем, не завидное. Ощущается острая нужда в питании и одежде» (Известия Одес. губисполкома… 1922. 21 нояб.). С начала 1923/24 учеб. года ректор – О. Зейлигер.
С осени 1924 – Политехникум ИЗО (Політехнікум образотворчих мистецтв – ПОМ). Среди преподавателей – М. Жук (с 1925), А. Шовкуненко (с 1926), А. Гауш (с 1928). Ректор –
С.В.Ткаченко (с 1927).
В состав живописного фак. входили мастерские: Т. Фраермана, Г. Комара, В. Мюллера, П. Волокидина и Д. Крайнева (до 1927 одна мастерская – на двух руководителей), а также мастерская
полиграфического искусства (рук. В. Заузе, в 1930 – А.Соловейчик). Работали архитектурный (рук. О. Зейлигер, М. Замечек, М. Покорный) и скульптурный (Б. Яковлев, П. Митковицер) факультеты.
Для улучшения материального положения учащихся принимались заказы на выполнение ими художественных работ, напр.: «К Октябрьским торжествам Одесский политехникум ИЗО изготовляет разной величины гипсовые, бронзовые бюсты, барельефы и статуэтки вождей революции. Большой бюст – 25 р.; малый – 3 р.; барельеф – 1 р.; статуэтка – 3 р. 25 к. Допускается кредит» (Мол. гвардия. О., 1924. 28 окт., 1, 2, 4 нояб. Объявление).
Лето 1930. Преобразование Политехникума ИЗО в Одесский худож. ин-т. Ликвидирован архитектурный фак. – переведен в состав строительного ин-та. Директором вместо С. Ткаченко с сентября назначен Б.Г. Вольский.
1930/31 учеб. год. Факультеты: живописный (монументально-станковое и графическое отд-ния);
скульптурный (скульптурное и керамическое отд-ния); театральный; педагогический. С октября открыты дневной и вечерний рабфаки. При ин-те работал художественный техникум, туда же была в 1930 переведена художественно-промышленная профшкола (существовала как самостоятельное учебное заведение с 1924, окончательно закрыта в 1931).
С начала 1933 для улучшения материального положения учащихся при ин-те открылась «научно-экспериментальная багетно-художественно-плакатная мастерская». С февраля по лето 1934 директор – Зурабов.
С 1934/35 учеб. года – Одесский художественный техникум повышенного типа. Основная задача – возвращение к реалистическому направлению. Директор – П.И. Кривой.
С 1937/38 учеб. года – Одесское художественное училище. Директор – П.И. Кривой.

🎨ИСТОРИЯ ОХУ 1965-1938. Источники: печатные отчеты ООИИ (1865-1912), публикации в одесской периодике, картотека С.З. Лущика; материалы ГАОО: Ф. 367 (ООИИ); 368 (ОРШ); Р-499 (Политехникум ИЗО / ОХИ); Р-4781 (Худож. техникум); Р-5421 (ООИИ, в т.ч. протоколы ВХУ); Р-5449 (ОХУ, 1918-1923).

Comments

Popular posts from this blog

VERA KHOLODNAYA