African History. Shaka Zulu. Part 2.
Военная система зулусов
Оказавшись у власти, Шака начал реорганизацию сил своего народа в соответствии с идеями, которые он развил как воин в армии Дингисвайо.
Ассегай. Он видел, что традиционный тип копья, ассегай с длинной рукоятью, брошенный издалека, не годился для упорядоченного боя в тесном строю, который он имел в виду. Группа воинов, которые держались за свои ассегаи вместо того, чтобы швырять их, и которые двигались вплотную к врагу за укрытием из щитов, будут иметь своих противников в своей власти и смогут одержать полную победу. Доказав преимущества новой тактики, Шака вооружил своих воинов колющими копьями с короткой рукоятью и обучил их приближаться к своим противникам в тесном строю, а их щиты из воловьей кожи во всю длину тела создавали почти непреодолимый барьер для всего, что в них было брошено.
Формация, наиболее часто используемая, имела форму полумесяца. Несколько полков, простирающихся в несколько рядов в глубину, образовали плотное тело, известное как сундук (исифуба), в то время как с каждой стороны продвигались полки, формируя рога. По мере того как рога загибались внутрь вокруг врага, основная часть приближалась, убивая всех, кто не мог прорваться через окружающие линии.
Дисциплина. Благодаря большому обучению и дисциплине Шака собрал свои силы, которые вскоре стали ужасом для всей страны. Шака запретил носить сандалии, укрепил ноги своих воинов, заставляя их бегать босиком по неровной колючей земле, и тем самым обеспечил им большую подвижность. Его боевой клич был «Победа или смерть!» и он сохранял свой импульс непрерывных военных кампаний, пока не подумал, что они заслужили право носить головной убор (isicoco) мужественности. После окончания службы солдаты уходили на покой и им позволяли жениться.
Юношей в раннем возрасте отправили вместе с другими из всех частей королевства в соответствующий амабуто, или возрастной полк. Это вызвало у них чувство общей идентичности. У каждого из этих амабуто было собственное имя, и они жили в одном из королевских домов, которые стали военными общинами, сохранив свои традиционные функции. Каждому военному поселению было закреплено стадо королевского скота, от которого молодых людей кормили мясом. Шкуры крупного рогатого скота использовались в качестве щитов для воинов, и была предпринята попытка выбрать скот с отличительной окраской кожи для каждого амабуто.
В армии Шака были созданы специальные женские амабуто.
Ряды молодых женщин королевства собрались у военных поселений. Официально они были подопечными короля. Они принимали участие в церемониальных танцах и представлениях. Когда одному из амабуто мужского пола давали разрешение жениться, амабуто женского пола распадалось, а женщин выдавали в невесты воинам. Однако до этого времени половые сношения между членами мужского и женского полков были запрещены. Преступления карались смертью.
Королевские женщины. В каждом поселении находилась часть королевских женщин во главе с грозной женщиной, обычно одной из теток Шаки. Однако Шака боялся иметь законного наследника. У него были очень странные отношения с женским полом. Он никогда не был женат, а женщин, которых он обнаружил беременными от него, казнили. Таким образом, в его домашних хозяйствах доминировали не жены, а суровые старейшины.
Мне об этом уникальном герое истории Африки, рассказал впервые муж Марии Терон, Филипп.
Образ Шако Зулу меня очень заинтересовал и изучая подробности биографии это человека, я обнаружила одну историю, которая навсегда, теперь будет ассоциироваться с его образом.
Несмотря на его превратное отношение к женщинам, его настоящей героиней была Нанди, его мать.
После ее кончины он объявил глубокий траур и насильно заставлял его окружение высказывать свою печаль. Для того, чтобы проверить то, насколько его солдаты переживают смерть его матери, он выстраивал их в ряд и заставлял обнаженных женщин танцевать перед ними. Если кто то из воинов испытывал эрекцию, его тут же на месте лишали жизни.
Эпоха правления Чаки ознаменовывалась не только военно-политическими успехами. Деспотический способ правления Чаки, выражающийся в его подозрительности, жестокости и бескомпромиссности, служил причиной скрытого недовольства подданных. Главными участниками созревшего против него заговора стали единокровный брат Чаки Дингане и Мбопа — индуна королевского крааля. Осуществить их замысел было не так уж сложно — Чака с пренебрежением относился к своей безопасности, не имея даже личной охраны. 22 сентября 1828 года Чака был убит в своем собственном краале всего тремя заговорщиками, которые сумели застать его врасплох. Правителем зулу был провозглашен Дингане.
Comments
Post a Comment