140 Anniversary of Odessa Art College Exhibition in Maritime Art Gallery 2005

This exhibition was organized at the initiative of an extraordinary small, very beautiful woman, Nadezhda Dekeremengi, a teacher at ОГХУ им.М.Б.Грекова
I met her at a time when the school was once again subjected to a raider attack. This time, the creator of the Kyiv National Institute of Culture and Arts, Mr Mikhail Poplavsky, tried to capture him. The school is too well located and therefore becomes a target for raider attacks. We with Nadezhda and other teachers and journalists organized a confrontation and were able to stop this process.
Unfortunately, Nadezhda could not stand that terrible pressure and soon passed away.






Maritime Art Gallery is with Olga Kotlyarovaprokopenko and Инна Русина.
Морская Арт Галерея Одесского порта
совместно с Одесским государственным училищем им.М.Б.Грекова
в рамках празднования 140-летней годовщины
со дня образования училища
представляют выставку
«Наследники традиций»
29.05-25.06
Эта выставка была организована по инициативе необыкновенной маленькой женщины Надежды Декеременжи, преподавателя ОГХУ.
Я познакомилась с ней в момент, когда училище в очередной раз подвергалось рейдерской атаке. На этот раз его пытался захватить создатель Киевского Национального института культуры и искусств господин Михаил Поплавский. Слишком хорошее расположение имеет училище и потому становиться мишенью для рейдерских атак. Мы с Надеждой и другими преподавателями и журналистами организовали противостояние и смогли остановить этот процесс. К сожалению Надежда не выдержала того страшного давления и вскоре ушла из жизни.
ОСВЕЩЕННЫЕ СОЛНЦЕМ: ЖИВОПИСЬ ОДЕССКОЙ ШКОЛЫ В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ. ИМЕНА И ТРАДИЦИИ.
(Материал взят из доклада Надежды Декеременжи, светлого борца за честь училища)
У истоков. Создание Товарищества южнорусских художников.
Одесская школа живописи имеет стойкие самобытные традиции, сформировавшиеся еще в последней четверти XIX века.
Основанное в ноябре 1864 года Одесское общество изящных искусств (1864-1918) положило начало созданию Школы рисования и черчения для детей 9-14 лет и общеобразовательному училищу, в 1900 году рисовальная школа и училище были преобразованы в Художественное училище с живописным, скульптурным и архитектурным отделениями. Выпускниками и преподавателями рисовальной школы были одни из самых ярких живописцев Одессы: К.К. Костанди, Г.А. Ладыженский, О.Э. Браз, Е.И. Буковецкий, П.А. Нилус, Л.О. Пастернак, П.Г. Волокидин, Ф.А. Рубо, Р.Г. Судковский, Б.В. Эдуардс. Многие из них играли видную роль в деятельности общества, а в 1890 году составили ядро Товарищества южно-русских художников (1890-1922).
С 1880 года, благодаря хлопотам историка искусств Н.П. Кондакова, школа стала получать поддержку Академии художеств в С.-Петербурге. Ежегодно в Академию поступало без экзаменов от 10 до 20 наиболее способных выпускников школы, что свидетельствовало о высоком уровне преподавания.
Из выпускников художественного училища 1900-х годов широкую известность получило дальнейшее творчество живописцев Б.И. Анисфельда, В.Д. Баранова-Россине, И.И. Бродского, Д.Д. Бурлюка, М.Б. Грекова, С.Ф. Колесникова, С.А. Сорина.
Товарищество южно-русских художников было основано по образцу Товарищества передвижных художественных выставок как независимое выставочное объединение одесских художников.
Как отметил исследователь украинского искусства В.А. Афанасьев: «Товарищество южно-русских художников представляло собой довольно своеобразную группу украинских художников, которые обладали собственными местными особенностями, были органично связаны с художниками других областей Украины и поддерживали связи с передовым русским искусством».
Однако, необходимо также подчеркнуть, что немалое влияние на развитие жанрово-пейзажной живописи членов Товарищества оказали традиции французской живописи тонального пленэра (барбизонской школы).
Искусствовед Н.Ю. Асеева в своей книге «Украинское искусство и европейские художественные центры (конец ХIX – начало ХХ в.) обращает внимание на тот факт, что «проблемы пленэризма развивались ими в течение нескольких десятилетий, попутно впитывая достижения импрессионизма, проявившиеся в дальнейшем осветлении цветовой палитры, пастозности и широте мазка. В целом же, в жанровых, часто социально направленных работах мастеров Товарищества, руководствовавшихся идеями передвижничества, созерцательность, «отстраненность» видения, свойственные эстетике импрессионизма, не нашли места.
Однако принципы пленэризма, живописности, увлечение солнцем и цветом в их картинах не вступали в противоречие с идейными задачами передвижничества, а наоборот, способствовали большей естественности и свободе творческого выражения.
Разработка жанрового сюжета на пленэре, сочетание жанра с пейзажем имели аналогии в европейском, в частности французском, искусстве 1870-1880-х годов, где подобные задачи решались Бастьен-Лепажем, Лермитом». Представители Товарищества южнорусских художников, по словам И.Е. Репина в его воспоминаниях «Далекое близкое»: «талантливые, с тонким чувством формы колористы из одесской школы» дальше всех развивали эту тенденцию и весьма далеко продвинулись в решении пленэристических задач при введении пейзажа в жанровую живопись.
Б.И. Эгиз, один из учеников К.К. Костанди – лидера южнорусских художников, вспоминал о незабываемом впечатлении, которое производили на современников полотна его учителя: «Когда появились его картины «Ранняя весна», «Сирень», «Акация в цвету», мы поняли огромное значение гармонии в импрессионистичности и пленэризме…Он рассказывал нам, какое большое значение имели для него беседы с П.П. Чистяковым, который советовал ему углубляться в изучение Эрмитажа с его великими мастерам. Костанди также увлекался удивительными коллекциями галереи графа Кушелева-Безбородко, где он изучал живопись барбизонцев и голландцев.
В кругу южнорусских художников, часто выезжавших за рубеж, внимание к творчеству барбизонцев было особым. И.И. Бродский в письме к Костанди из Парижа из всех картин, виденных им в музеях, отметил как наиболее близкие и ценные для него работы восьмерых художников, среди них – Коро, Милле, Добиньи. П.А. Нилус в 1907 году посетивший выставки и музеи Берлина и Парижа, отмечал в своем письме к художникам Эгизу и Дворникову, что в Лувре более всего его восхитили полотна Моне, Сислея, Коро и Добиньи.
Вместе с тем, нельзя считать, что пленэризм украинских живописцев в конце ХIХ – начале ХХ века опирался непосредственно на достижения барбизонцев.
К этому времени уже сложились крепкие пленэристические традиции как русском, так и в украинском пейзаже. Воздействие французских пленэристов воспринималось сквозь призмк опыта отечественных художников. Так пришел к пленэризму Н.Д. Кузнецов, опираясь прежде всего на опыт В.Д. Поленова и И.П. Похитонова, с которыми его связывала творческая дружба. Именно тональная, валёрная живопись, блестяще разработанная одним из основоположников украинского пейзажа И.П. Похитоновым, пристальное внимание к особенностям национального ландшафта, тонкое чувство «настроения» природы, свет и воздух, проникшие в пейзажную живопись со времен барбизонцев, использовались заново осмысленные, каждым новым поколением украинских мастеров живописи.
Одним из несомненных достоинств Товарищества южнорусских художников было отсутствие кастовой замкнутости, открытость для всех желающих принять участие в выставках – от маститых академиков до юных дебютантов, учащихся Одесской рисовальной школы. Среди художников, чей творческий путь начинался на выставках Товарищества, - такие крупные мастера искусства ХХ века, как Н. Альтман, В. Баранов-Россинэ, В. Бурлюк, Д. Бурлюк, В. Кандинский, известные украинские живописцы П. Волокидин и А. Шовкуненко.

Comments

Popular posts from this blog

ОГХУ им. Грекова. Хроника 1865-1938

VERA KHOLODNAYA